Home
Живопись
ЧАТ
Галерея
E-mail

Welcome to http://apg3.narod.ru

 

Направлении живописи

Абстрактный экспрессионизм
Направление американской живописи, возникшее в Нью-Йорке в 1940-х годах. Большинство абстрактных экспрессионистов исповедовали принцип энергетического письма (или живо- пись жеста). Они использовали большие холсты, накладывая краску быстро и энергично с помощью широкой кисти, иногда расплескивая ее или бросая прямо на холст. Этот экс- прессивный метод письма считался не менее важным, чем само произведение. Другие представители направления стремились придать абстрактным образам безмятежность и за- гадочный смысл. Не все их произведения были чисто абстрактными (Биллем де Кунинг, Филип Гастон) или экспрессивными (Барнет Ньюмен, Марк Ротко), но все они разделяли убеждение, что спонтанность живописного метода поможет освободить и запечатлеть творческие силы подсознания. см. Гастон, Клайн, Де Кунинг, Мазервел, Ньюмен, Поллок, Ротко, Стил, Франкенталер, Фрэнсис, Хофман

Art Informel
Французское слово informel обозначает бесформенный, а вовсе не <неформальный>. В 1950-е годы художники направле-ни Art Informel были заняты поиском новых путей соз- дания образов, не прибегая к узнаваемым формам, которыми пользовались их предшест- венники (см. кубизм, экспрессионизм). Их целью было открытие нового художественного языка в результате отказа от геометрических и фигуративных форм. Формы и методы воз- никали в процессе импровизации. Творчество представителей Art Informel крайне разно- образно, их объединяет свободный живописный мазок и густое наложение краски. Подобно абстрактному экспрессионизму, существовавшему параллельно в США, Art Informel явля- ется очень широким движением и включает в себя живописцев как фигуративной (Жан Фот- рие), так и абстрактной (Ханс Хартунг) ориентации. Хотя центром этого направления был Париж, оно получило распространение и в других странах Европы, особенно в Испа- нии, Италии и Германии. см. Бурри, Дюб.юффе, Риопель, Де Сталь, Сулаж, Тапиес, Фотрие, Хартунг

Arte Povera
см. Концептуальное искусство

Барбизонская школа
В первой половине XIX века группа французских художников часто работала близ неболь- шой деревни Барбизон в шестидесяти километрах к юго-западу от Парижа у окраины леса Фонтенбло. Удалясь от шума городской жизни, художники ставили мольберты на открытом воздухе и писали с натуры. Они изображали неброские пейзажи и работающих в полях крестьян, изучая эффекты скользящего света и атмосферных явлений в окружающей приро- де. Многие из художников бар-бизонской школы были незаслуженно забыты, а их открытия приписаны импрессионистам, использовавшим впоследствии новаторскую технику их живо- писи. см. Добиньи, Коро, Курбе, Милле, Теодор Руссо

Барокко
Своего наивысшего расцвета стиль барокко достиг в начале XVII века в Риме, откуда он затем распространился по всей Европе и просуществовал вплоть до XVIII столетия. Наз- вание стиля происходит от итальянского слова barocco - причудливый или потешный. Ис- кусство барокко легко отличить по его избыточному драматизму и открытому эмоциональ- ному обращению к зрителю. Типичная для барокко религиозная композиция показывает святых или Мадонну в окружении ангелов в вихре взметнувшихся драпировок и курчавых облаков. Популярные в эту эпоху сюжеты из классической мифологии изображались в столь же преувеличенной манере. Не все искусство барокко было, однако, пышным и лу- чезарным - мрачный драматизм художников, подобных Каравад-жо, также принадлежит это- му стилю. см. Бернини, Веласкес, Гверчино, Джентилески, Кальф, Караваджо, Кейп, Рембрандт, Рени, Рубенс, Санчес-Котан, Сурбаран

Баухауз
Художественная мастерская Баухауз была основана архитектором Вальтером Гропиусом в Веймаре в 1919 году и стала центром современного дизайна в Германии 1920-х годов. Отражая взгляды социалистических учений своего времени, Гропиус стремился сделать искусство и дизайн частью повседневной жизни. Он считал, что художники и архитекторы должны сделаться ремесленниками, а их произведения быть практичными и доступными. Живописцы, архитекторы, гончары, ткачи, скульпторы и дизайнеры обучались вместе в мастерских Баухауза, как некогда художники и ремесленники эпохи Возрождения. Стиль Баухауза отличался простотой, геометрическими формами и тонким вкусом. В 1933 году художественная школа была закрыта нацистами под предлогом распространения коммунис- тических идей. Хотя физически Баухауз прекратил свое существование, его члены, поки- нув Германию и рассеявшись по всему миру, продолжали проповедовать его идеалы. см. Алберс, Кандинский, Клее, Мохой-Надь

Братство прерафаэлитов
Объединение молодых английских художников, основанное в 1848 году. Неудовлетворенные состоянием упадка, в котором находилась современная британская живопись, прерафаэли- ты поставили своей целью возродить искренность раннего итальянского искусства до Ра- фаэля и Высокого Возрождения. Их кумирами были Сандро Боттичелли и Филиппе Липпи. Прерафаэлиты часто изображали литературные, исторические и религиозные сюжеты, а в сценах из современной жизни всегда стремились дать моральный комментарий социальным отношениям. Картины прерафаэлитов демонстрируют все богатство фактуры и красоту де- коративных деталей. среди которых их особенно привлекали ткани и цветы. см. Берн-Джонс, Браун, Миллес, Россетти, Уотерхаус, Хант

Вортицизм
Направление английского авангарда, основанное Уиндемом Льюисом в 1914 году. Название вортицизм обязано своим происхождением замечанию итальянского футуриста Умберто Боч- чони о том, что любое творчество рождается из вихря чувств (по-итальянски <вихрь> - vortizto). Подобно футуризму, вортицизм - резкий, угловатый и очень динамичный стиль, распространившийся как в живописи, так и в скульптуре, - стремился передать процесс движения. Хотя вортицизм не дожил даже до окончания Первой мировой войны, он сыграл важную роль как этап в процессе формирования абстрактного искусства в Англии. см. Бомберг, Льюис

Готика
Господствующий стиль средневековья (в период приблизительно с 1150 по 1500 год), го- тика была стилем великих соборов Европы. Созданные в эту эпоху алтарные композиции украшались изысканными зубчатыми завершениями, которые повторяли архитектуру собо- ров. Готическая живопись и скульптура отличаются удлиненными пропорциями фигур и подчиняется строгому канону. Попытки изображения трехмерного пространства в живописи крайне редки, перспектива случайна и неубедительна. В конце XIV века заметно стрем- ление к большей утонченности и элегантности, а также интерес к сюжетам повседневной жизни. Изображенные в мельчайших подробностях растения и животные становятся посто- янной деталью произведений живописи. Стиль позднего средневековья, не связанный с одной страной, получил название интернациональной готики. см. Боневе, Гадди, Джентиле да Фабриано, Дуччо, Делла Кверча, Лимбурги, Лоренцо Монако, Мартини, Фуке, Чимабуэ

Дада (дадаизм)
Название Дядя сознательно бессмысленно и обозначает движение-протест против всего предшествующего искусства. Дадаизм просуществовал с 1915 по 1922 год. Центром дея- тельности дадаистов было Кабаре Вальтер в Цюрихе, где поэты, художники и писате- ли-единомышленники собирались для творческих экспериментов в области бессмысленной поэзии, <шумовой> музыки и автоматического рисунка. Дадаизм бьи резкой реакцией на снобизм и консервативность художественного истеблишмента: дадисты использовали все возможности своего воображения, чтобы вызвать возмущение буржуазии. Типичное произ- ведение дадаизма -ready-made - тривиальный предмет, изъятый из среды своего естест- венного существования и выставленный как объект искусства. Движение Дада с его куль- том иррационального сыграло важную роль в подготовке почвы для сюрреализма, возник- шего в 1920-е годы. см. Арп, Дюшан, Ман Рэй, Пикабиа, Хаусман, Швиттерс

Де Стейл
Журнал и художественное направление под тем же названием были основаны Тео ван Дус- бургом и Питом Мондрианом в 1917 году в Голландии. Художники считали, что искусство должно стремиться к абсолютной гармонии, ясности и порядку, достижимым в результате полного очищения. Произведения группы Де Стейл отличаются строгими геометрическими формами, по преимуществу квадратными. Они составлены из простейших элементов: прямых линий и основных цветов. Направление ставило перед собой глубоко философские задачи и основывалось на мысли, что искусство должно в какой-то мере отражать тайну Вселен- ной и ее универсальную гармонию. Движение прекратило свое существование в 1931 году после смерти Ван Дусбурга. Оно оказало огромное влияние на архитектуру и прикладное искусство Европы. см. Ван Дусбург, Мондриан

Импрессионизм
Направление в живописи, возникшее во Франции в 1860-х годах. Художники-импрессионис- ты воспевали красоту природы, увиденной во всем великолепии естественного освещения - будь то рассвет, яркий полдень или вечерние сумерки. Их чрезвычайно занимала проб- лема взаимоотношения света и цвета, свои картины они писали открытыми мазками чисто- го красочного пигмента. Они совершили также переворот в выборе сюжетов, отказавшись от традиционных исторических, религиозных или литературных тем, и обратились к сце- нам повседневной жизни. Название направления, данное вначале в насмешку неким журна- листом, обязано своим происхождением картине Клода Моне Впечатление. Восход солнца (от французского impession - впечатление). см. Дега, Кайбот, Кэссет, Мане, Моне, Моризо, Писсарро, Ренуар, Сислей

Кемден-Таунская группа
Группа английских художников, объединившихся в 1911 году. часто собиралась в мас- терской Уолтера Сикерта в северной части Лондона. Художники группы черпали свои сю- жеты из жизни рабочих слоев города. Отношение к форме и колорит их произведений от- разили влияние искусства Ван Гога и Поля Гогена. В 1913 году члены группы объедини- лись с представителями другого направления, вортицизма, и образовали так называемую Лондонскую группу. см. Гилмен. Сикерт

Кинетическое искусство
Этот термин используется для обозначения произведений, заключающих в себе реальное или видимое движение. Впервые идея подобного творчества была сформулирована в 1920-х годах, но своего последовательного развития она достигла лишь в 1950-1960-е годы. Кинетическое искусство может быть простым (как, например, движимые воздушными пото- ками мобили Александра Колдера) или более сложным (приводимые в движение мотором скульптуры Жана Тинге-ли). Термин применяется также по отношению к произведениям, в которых иллюзия движения создается с помощью световых эффектов. см. Колдер, Тингели

Кобра
Международное объединение художников, существовавшее с 1948 по 1951 год. Слово Кобра было образовано по начальным буквам названий городов, в которых жили учредители объ- единения (Копенгаген, Брюссель, Амстердам). Целью движения Кобра было открытое выра- жение в живописи подсознательных инстинктов. Чтобы придать своим произведениям жиз- ненную силу, художники использовали метод пастозного наложения краски и кричащие то- на. В отличие от представителей чисто абстрактного искусства, они уделяли особое внимание разработке фантастических образов, навеянных фольклором и мистическими представлениями Севера. см. Апель

Конструктивизм
Направление абстрактного искусства, зародившееся в России в 1913 году. Конструкти- визм отбросил традиционные представления об искусстве во имя имитации форм и методов современного технологического процесса. Наиболее ярко это проявилось в скульптуре, где конструкция создавалась непосредственно из продуктов промышленного производства. В живописи те же принципы осуществлялись в двухмерном пространстве: абстрактные фор- мы и структуры располагались на плоскости наподобие архитектурного чертежа, напоми- ная элементы машинной технологии. Хотя <чистый> конструктивизм существовал в России только в первые послереволюционные годы, его влияние ощутимо на протяжении всего XX столетия. см. Габо, Лисицкий, Мохой-Надь, Попова, Родченко, Татлин

Концептуальное искусство (концептуализм)
В концептуальном искусстве стоящая за произведением идея (концепция) оказывается важнее технического совершенства исполнения. Концептуализм стал ведущим направлением в международном искусстве 1960-х годов и осуществился во множестве разнообразных проявлений. Концепция может передаваться различными способами, в том числе с помощью текстов, карт, видеофильмов, фотографий и перформан-сов, а произведение может де- монстрироваться в галерее или быть созданным специально для определенной местности. В некотрых случаях сам пейзаж становится составной частью произведения - как, напри- мер, в лэнд-арте Ричарда Лонга или скульптурах Кристо. Концептуализм заимствует свои идеи из философии, феминизма, психоанализа, кино и политики. Образ художника как создателя в первую очередь идей подрывает традиционные представления о статусе авто- ра и произведения, делает конечный результат творения несущественным. Arte Povera - одно из направлений концептуализма, возникшее первоначально в Италии, - развивало эту идею, используя банальные материалы и мусор (например, в творчестве Йозефа Бойса и Марио Мерца). см. Бойс, Бюрен, Виола, Кристо, Лонг, Мерц, Науман

Кубизм
Этот новаторский метод создания живописного образа был изобретен Пабло Пикассо и Жоржем Браком в первом десятилетии XX века. На первый взгляд абстрактное и геомет- рич-ное, искусство кубизма передает реальные объекты. Они лишь <расплющены> на холс- те так, что разные грани одного и того же предмета видятся одновременно с разных то- чек зрения. Вместо того, чтобы создавать иллюзию предмета в пространстве, как это пытались делать художники, начиная с периода Возрождения, кубизм воспроизводит объ- екты в категориях двухмерного холста. Создание кубизма привело к радикальному пере- осмыслению взаимоотношений формы и пространства и навсегда изменило развитие запад- ного искусства. см. Архипенко, Брак, Грис, Леже, Пикассо

Маньеризм
Маньеризм - дальнейшее развитие стиля Возрождения -считается обычно ответной реакци- ей на гармонию, порядок и совершенство искусства XV и начала XVI века. Этот стиль, распространенный в Италии между 1520 и 1600 годом, характеризуется ярким, почти кри- чащим колоритом, изысканным построением композиции, преувеличенными формами и драма- тическим движением. Название происходит от итальянского слова manien. (манера, стиль) и призвано указывать на грацию, уравновешенность и гармонию. На протяжении веков термин менял свое содержание; однако чаще всего он применяется по отношению к художникам, в чьем творчестве открыто демонстрируется великолепное мастерство, при- чудливое воображение и виртуозность кисти. см. Бронзино, Джамболонья, Джулио Романо, Пармиджани-но, Понтормо, Россо Фьорентино, Тинторетто, Челлини, Эль Греко

Метафизическая живопись (Pittura Metafisica)
Создателями метафизической живописи, возникшей в Италии в 1917 году, были Джордже де Кирико и Карло Карра. Для нее характерна искаженная перспектива, неестественное ос- вещение и странный мир образов, в котором вместо людей часто фигурируют манекены и статуи. Помещая свои объекты в чуждый для них контекст, художники этого направления стремились создать магическую атмосферу сна. В этом отношении метафизическая живо- пись имеет много общего с сюрреализмом, но в отличие от последнего она обладает очень статичной композиционной структурой и любовью к архитектурным построениям. см. Дельво, Карра, Де Кирико

Минимализм
Направление в живописи и скульптуре, распространившееся в 1960-1970-е годы преиму- щественно в США. Как явствует уже из названия, искусство минимализма сведено к своей основной сущности; оно чисто абстрактно, объективно и анонимно, лишено внешней деко- ративности или экспрессивного жеста. Живопись и графика минимализма монохромны и часто воспроизводят математически правильные решетки и линейные структуры. В то же время минимализм способен пробудить возвышенные чувства и ощущения бытия. Скульпто- ры-минималисты используют промышленные процессы и материалы, такие кай сталь, пеноп- ласт или флюоресцентные трубки, для создания геометрических форм, часто - большими сериями. Подобная скульптура не прибегает ни к каким иллюзионистическим приемам, за- то рассчитана на тактильное восприятие зрителем. Минимализм можно рассматривать как реакцию на эмоциональность абстрактного экспрессионизма, господствовавшего в искусс- тве на протяжении 1950-х годов. см. Андре, Джадд, Келли, Ле Витт, Мэнголд, Райман. Серра, Стелла, Флавин

Наби
Небольшая группа французских художников, работавших в 1880-е годы. Они считали себя последователями Поля Гогена и его метода живописи чистыми цветами. Их подход к ис- кусству сформулировал один из членов группы, Морис Дени: <Помните, что картина - прежде чем представлять боевого коня, или обнаженную женщину, или какой-либо анекдот - является плоской поверхностью, покрытой красками в определенном порядке>. Произве- дения Наби исполнены широкими тональными плоскостями, образующими самостоятельный цветовой узор. Помимо живописи члены группы занимались гравюрой, плакатом, книжной иллюстрацией, костюмом и театральными декорациями. см. Боннар, Валлотон, Вюйар, Дени, Майоль

Нео (неоклассицизм, неоэкспрессионизм, неоромантизм)
Приставка нео - (новый) означает возрождение направлений или идеалов искусства пред- шествующих эпох. Например, неоклассицизм - движение, возникшее во второй половине XVIII столетия - стремился вернуть классические ценности и воскресить благородный стиль древних греков и римлян. В живописи и архитектуре он характеризовался повышен- ным вниманием к линии и рисунку, уравновешенной композицией, а также частым обраще- нием к сюжетам античности. Неоэкспрессионизм - это тенденция в творчестве определен- ных художников США и Европы, особенно Германии, возникшая в конце 1970-х годов. Ху- дожники вновь обратились к выразительным возможностям экспрессионизма, создавая каж- дый раз глубоко индивидуальный стиль, часто заряженный агрессией и нервным напряже- нием. Неоромантизм обозначает сильно театрализованное направление в живописи XX ве- ка, соединяющее в себе черты романтизма и сюрреализма. см. (Неоклассицизм ) Альма-Тадема, Жак Луи Давид, Канова, Лейтон, Менгс, Пауэре, Прю- дон, Энгр; (Неоэкспрессионизм ) Ауэрбах, Базелиц, Бойд, Бомберг, Ки-фер, Клементе, Шнабель, Фринк; (Неоромантизм ) Пайпер, Нэш

Оп-арт
Направление абстрактного искусства, получившее развитие в 1960-е годы. Оп-арт (сок- ращение от английского Optical Art - оптическое искусство) построен на эффектах об- мана зрения. Художник как бы играет со зрителем, заставляя свои образы мерцать и пульсировать. Хотя само произведение остается статичным, формы и цвета подобраны так, чтобы создать оптическую иллюзию движения. см. Вазарели, Райли

Поп-арт
Движение в искусстве США и Великобритании, которое возникло в 1950-е годы и вдохнов- лялось образами массовой потребительской культуры. Комиксы, реклама и продукты про- мышленного производства послужили источником его образного мира. Один из творцов поп-арта - Ричард Хамильтон - определил его содержание следующими словами: <популяр- ный, недолговечный, преходящий, дешевый, массовый, молодой, остроумный, сексуальный, шуточный, шикарный и Большой Бизнес>. Сиюминутность сюжета в живописи часто подчер- кивается с помощью техники, напоминающей эффект фотографии, а в скульптуре -тщатель- ным воспроизведением мелких деталей. см. Питер Блейк, Вессельман, Дайн, Джонс, Джоунс, Китай, Лихтенштейн, Ольденбург, Раушенберг, Розенквист, Сегал, Тибо, Уорхол, Хамильтон, Хокни

Ренессанс (Возрождение)
На протяжении всех Средних веков человек жил в страхе перед Богом и вездесущим при- сутствием церкви. Искусство изображало жизнь небес и святых и мало интересовалось событиями на земле. Однако, начиная с XIV века, человек стал осознавать свое значе- ние и воздействие на мир. Это возрождение интереса к человеку (ренессанс) нашло свое отражение и в искусстве: фигуры стали более жизненными, пространство - более реаль- ным, а события Священной истории начали излагаться в земной перспективе. Со временем художники научились легко воссоздавать окружающий мир на картинах, фресках и алтар- ных композициях. Начавшись со стилизованных работ Джотто и Мазаччо, Ренессанс полу- чил свое высшее выражение в монументальных произведениях Леонардо да Винчи, Рафаэля и Микеланджело. Этот стиль обычно связывают только с Италией, но к северу от Альп - в Германии и Фландрии - он также получил независимое развитие. Художники итальянско- го Возрождения стремились в первую очередь передать перспективу и иллюзию пространс- тва, в то время как фламандские и немецкие живописцы уделяли больше внимания ювелир- ной передаче деталей окружающего мира. см. (Раннее Возрождение ) Фра Анжелико, Боттичелли, Вер-роккьо, Гиберти, Гирландайо, Джотто, Донателло, Филиппино Липпи, Мазаччо, Мантенья, Перуджино, Поллайоло, Пьеро делла Франческа, Синьорелли; (Высокое Возрождение ) Андреа дель Сарто, Фра Бартоло- мео, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль, Тициан; (Северное Возрождение ) Аль- тдорфер, Ван дер Вейден, Грюневальд, Дюрер, Мабузе, Массейс, Эльсхеймер

Рококо
Легкий, игривый и декоративный стиль, возникший во Франции около 1700 года и расп- ространившийся в XVIII столетии по всей Европе. Название произошло от французского слова rocaUle, что обозначает причудливые украшения в виде раковин, которыми любили декорировать фонтаны и гроты. Будучи по преимуществу стилем внутреннего убранства, рококо отличается грацией, изысканностью и пастельной палитрой. Художники эпохи ро- коко обычно изображали эпизоды празднеств и увеселений аристократии, а также фри- вольные любовные сценки. см. Амигони, Буше, Ватто, Тьеполо, Фрагонар

Романтизм
Господствующее направление в искусстве Северной Европы и США в конце XVIII-начале XIX века. Проявления романтизма настолько разнообразны, что невозможно дать ему еди- ного определения. Романтики подвергли сомнению ценность точных наук и раскрыли роль личности и индивидуального воображения. Их произведения часто передают возвышенные чувства, такие как ужас, отчаяние, торжество и истинную любовь. Движение романтизма прекратило свое существование к середине XIX века, но романтическая тенденция сохра- нилась и дожила до XX столетия, проявившись в экспрессионизме и неоэкспрессионизме. см. Бирштадт, Уильям Блейк, Гойя, Жерико, Казенс, Констебль, Коул, Мартин, Олстон, Тёрнер, Фридрих, Чёрч, Этти

Экспрессионизм
Художественное течение 1905-1930 годов, сосредоточенное главным образом в Германии. Художники-экспрессионисты предпочитали воплощать внутренние движения души, а не яв- ления внешнего мира. Живописи экспрессионизма свойственна страстность, напряженность и глубоко личностный подход к картине, которая служит средством выражения эмоций. Пламенеющий колорит, далекий от реальных природных цветов, и нервный мазок наполняют экспрессионистические полотна трепещущей жизненной энергией. Неудивительно, что экс- прессионисты черпали вдохновение в живописи Ван Гога с ее новаторской техникой и не- обычайным колоритом. см. Бекман, Ван Гог, Кирхнер, Кокошка, Марк, Мунк, Нольде, Пехштейн, Руо, Сугин, Хеккель, Шиле, Шмидт-Роттлуф, Явленский

Символизм
Литературное и художественное течение, существовавшее во Франции в конце XIX века. Художники-символисты отрицали реализм и считали, что живопись должна воссоздавать мысли и состояния души, а не просто фиксировать предметы видимого мира. Различные в стилистическом отношении - от ювелирной тщательности отделки одних полотен до блед- ной безмятежности других, все произведения символистов передают ощущение сверхъес- тественного и потустороннего. Символисты любили писать сюжеты с религиозным или ми- фологическим подтекстом и часто обращались к темам смерти и греха. см. Моро, Редон

Сюрреализм
Сюрреализм возник во Франции в 1920-е годы. Говоря словами его главного теоретика, писателя Андре Бретона, его целью было <разрешить существовавшие доныне противоречия между мечтой и реальностью>. Способы достижения этой цели были самыми различными: художники с фотографической точностью изображали пугающие, лишенные логики сцены, создавали странные существа из набора привычных объектов или разрабатывали специаль- ную технику живописи для воспроизведения движений подсознания. Фигуративные произве- дения сюрреалистов представляют чуяодый человеку мир, населенный то образами мирных грез, то существами ночных кошмаров. см. Белмер, Браунер, Горки, Дали, Дельво, Кало, Магритт, Матта, Миро, Танги, Уодсворт, Эрнст

Фовизм
В 1905 году на выставке в Париже были показаны полотна, написанные пронзительно чис- тыми, резко контрастными цветами. Они производили впечатление огромной энергии и страсти. Некий критик заклеймил создателей этих картин словом lesfauves, означающем по-французски <дикие звери>, и название так и закрепилось за ними. <Дикость> фовис- тов проявлялась прежде всего в ярком колорите, динамичном мазке и чувственной выра- зительности их произведений, открывающих фантастический, полный радости мир красок и ощущений. см. Вламинк, Дерен, Ван Донген, Матисс

Футуризм
Одно из течений авангарда, возникшее в Милане в 1909 году. Его участники стремились освободить итальянское искусство от бремени прошлого и восславить современность. Фу- туристы были увлечены машинной технологией, новыми средствами передвижения и связи. Для придания своим произведениям динамичности они использовали угловатые формы и резкие контуры. Отличительной особенностью творчества футуристов было стремление пе- редать движение и скорость: обычно это достигалось с помощью приема наложения друг на друга разных положений одного и того же объекта - так возникало впечатление неп- рерывного движения. см. Балла, Боччони

 Абстракция
Одна из форм искусства, в которой художник не стремится воспроизвести окружающиймир. Термин применим по отношению к любому произведению, которое не изображает узна-ваемые объекты, но преимущественно используется для обозначения искусства XX века,отказавшегося от имитации реального мира. Среди первых художников-абстракционистовбыли Василий Кандинский, Пит Мондриан и Казимир Малевич.

 Акварель 
Краска, для изготовления которой используются водорастворимые связующие, например,гуммиарабик. Акварель обычно разводится водой до состояния прозрачности и наноситсяна бумагу широкими пятнами, известными под названием раз-мывки. Участки белой бумагичасто оставляют незакрашенными, чтобы создать эффект просвечивания, а пятна акварелизатекают друг на друга, образуя градации тона (Эмиль Нольде). Техника акварели оченьудобна для передачи атмосферных эффектов, поэтому она была особенно популярна средианглийских пейзажистов XVIII и XIX веков, таких как Джон Роберт Казенс и Джозеф Мэл-лорд Уильям Тёрнер.

 Акрил
Синтетический краситель, впервые примененный в 1940-е годы и соединивший свойствамасляных красок и акварели. Может быть использован для получения разных эффектов -оттонкого растекания краски (Морис Луис) до густого надо жения мазков (Давид АльфароСикейрос).

 Античный, классический
Термины, применяемые по отношению к цивилизациям Древней Греции и Рима, а также ихвлиянию на последующее искусство. Хотя в большинстве случаев они взаимозаменяемы,есть все-таки небольшая разница в употреблении этих двух терминов. Античный обозна-чает физические останки греческой и римской культур - архитектурные сооружения искульптуру; эта тема была особенно популярна в XVIII веке (Джованни Паоло Панини,Франческо Цуккарелли). Классический предполагает стилистическое продолжение античнойтрадиции (Жак Луи Давид, Хайрам Пауэре).

 Водоэмульсионная краска
- густая водная краска, напоминающая эмульсию. В сыром виде обладает фактурой масля-ной живописи, но после высыхания теряет блеск - в этом отношении похожа на гуашь. Вотличие от гуаши, однако, не рассыхается и не дает трещин, так что может служитьидеальной техникой для крупномасштабных произведений, например, настенной живописи.Изобретенная в XX веке, водоэмульсионная краска часто использовалась Лучио Фонтана.

 Гравюра
Для создания гравюры использовались различные техники: гравюра на дереве (ксилогра-фия), резцовая гравюра на меди, офорт, шелкография (сериграфия), литография. Ксилог-рафия относится к технике высокой печати, поскольку на печатной доске рельефом выде-ляется само изображение, а фон удаляется (Кацусика Хокусай). Резцовая гравюра иофорт относятся к техникам глубокой печати: изображение процарапывается (а в случаеофорта - протравливается кислотой) на металлической поверхности (Стенли Уильям Хей-тер). В шел-кографии и сериграфии краска наносится через трафарет на шелковую осно-ву, натянутую на рамку (Энди Уорхол). В литографии изображение наносится особым ка-рандашом на специально обработанный камень, с которого делают отпечатки (Альфонс Му-ха).

 Гуашь
Водная краска, создающая матовую непрозрачную поверхность. В качестве связующего длякрасочного пигмента используется особый клей, более светлые тона достигаются добав-лением белил (Вилфредо Лам). Этим гуашь отличается от прозрачной акварели (такжеводной краски), где тон разбавляется просто водой. Благодаря своей пастозной фактурегуашь может производить эффеет, подобный масляной живописи, однако при высыхании то-на гуаши становятся светлее, чем в момент наложения.

 Жанровая живопись
Живопись, изображающая сцены повседневной жизни, а не сюжеты из классической мифоло-гии или Священной истории. Жанровая живопись была очень распространена в ГЬл-ландииXVII века, и часто художники специализировались на изображении определенного типасцен - например, сцен в тавернах (Ян Стен), концертов или домашних интерьеров (ЯнВермеер). В XVIII столетии жанровая живопись получила распространение в других стра-нах Европы благодаря творчеству Жана-Батиста Шардена во Франции, Пьетро Лонги в Ита-лии и Уильяма Хогарта в Англии.

 Иллюминированные рукописи
Термин (образован от латинского слова Шиттпаге - украшать) употребляется по отноше-нию к красочно декорированным рукописям, созданным в период от Средневековья до Воз-рождения. Рукописи, написанные на пергаменте (особым образом обработанная телячьякожа), украшались цветными миниатюрами, рисунками на полях и орнаментированными заг-лавными буквами - инициалами (Андре Боневе, братья Лимбурги). С изобретением книго-печатания иллюминированные рукописи стали выходить из моды, и к началу XVI века ихпроизводилось уже сравнительно немного.

 Классический -
см. Античный Коллаж, фотомонтаж

 Коллаж
(название происходит от французского слова colter -наклеивать) - это техника, в ко-торой кусочки бумаги, ткани и другие небольшие объекты закрепляются на плоской по-верхности. В качестве художественного приема первыми использовали коллаж кубисты(Хуан Грис). Аналогичной техникой в применении к фотографии является фотомонтаж; онзанимал видное место в дадаизме (Рауль Хаусман) и сюрреализме, а впоследствии егоиспользовали художники поп-арта, например, Ричард Хамильтон. Кьяроскуро Chiaroscuroозначает по-итальянски светотень и употребляется для обозначения специфической,очень контрастной игры света и тени в живописи. Караваджо и Рембрандт широко пользо-вались этим приемом для достижения драматических эффектов. Особенно популярным кь-яроскуро было в XVII веке.

 Масло, Масляный карандаш
Масляная краска (масло) состоит из пигмента, создающего цвет, и связующего - обычноим является льняное масло. Ее изобретение относят обычно к XV веку и приписывают Януван Эйку В отличие от темперы, масло медленно сохнет и поэтому позволяет делать исп-равления в картине. Масляная краска накладывается кистью (Антон Рафаэль Менгс) илимастихином (Жан Поль Риопель) на холст, хотя в более ранние периоды использовалисьнекоторые сорта дерева, в частности, тополь. Масляный карандаш - недавнее изобрете-ние, он соединяет в себе свойства масляной живописи и рисунка пастелью (Жан МишельБаскья). Масляные карандаши бывают разного размера и могут употребляться как каран-даш для создания "чистого" рисунка или в растворенном виде как краска.

 Пастель
Графический материал в виде палочки, состоящей из красочного пигмента и связующего,в качестве которого используются смолы или камедь. Обычно пастелью работают на бума-ге, достигая разнообразных эффектов - от резко очерченных контуров до мягкой расту-шевки. Порошковый характер пигмента приводит к тому, что при отсутствии специальногозакрепителя рисунок пастелью легко разрушается. Изобретение техники восходит к Ита-лии XVI века, когда колорит пастели ограничивался черным, белым и терракотово-крас-ным цветами. Расцвет техники пришелся на XVIII столетие и был связан с увлечениемпастельным портретом. В XIX веке пастель пережила второе возрождение в работах имп-рессионистов (Жан Этьен Лиотар, Эдгар Дега).

 Стукко
Гипс, смешанный с растолченным в порошок мрамором и клеем, иногда укрепленный воло-сом или проволокой, применялся для изготовления скульптуры и архитектурных декора-ций. Наиболее широко использовался в XVI-XVIII веках, так как идеально подходил дляпышных украшений стилей барокко и рококо (Франческо Приматиччо). Декораторы, рабо-тавшие в технике стукко, могли добиваться эффекта мрамора, добавляя в смесь большиеколичества клея и красителей. Искусно сделанные произведения из стукко можно отли-чить от мраморных лишь благодаря тому, что они теплее на ощупь.

 Сфумато
Происходящее от итальянского слова fumo - дым, название сфумато определяет характермягкого перетекания тонов в живописи. Наложенные в манере сфумато, цвета как бырастворяются друг в друге, не образуя четких границ и производя эффект туманной дым-ки. Леонардо да Винчи - величайший мастер этого метода - продемонстрировал блестящиевозможности тонких градаций света и тени в своей знаменитой картине Мона Лиза (Джо-конда).

 Темпера
Водная краска, составленная из пигмента (в качестве пигментов использовались земли)с добавление яичных желтков, темпера была наиболее распространенной техникой станко-вой живописи вплоть до конца XV века (Чимабуэ, Жан Фуке). Писали обычно по белой ме-ловой основе (известной под названием gesso), которая накладывалась слоями на дере-вянную доску. Способность этой основы впитывать краску, а также быстрое высыханиесамой темперы требовали от художника точной и быстрой работы; переписывать темперубыло практически невозможно. Несмотря на то, что техника утратила свою популярностьпосле распространения масла, некоторые художники пользовались ею и в XX столетии(Джакомо Балла, Эдуард Уодсворт).

 Фигуративный
Фигуративным называется искусство, изображающее узнаваемые образы окружающего насмира. Эти образы могут быть воспроизведены буквально (Ричард Эстес) или сильно иска-жены (Жорж Брак). Наравне с термином фигуративное используется его синоним репрезен-тационное искусство.

 Фотомонтаж
- см. Коллаж

 Фреска
Фреска (от итальянского слова свежий) - это особый вид настенной живописи, в которомчистый красочный пигмент в виде порошка смешивается с водой и накладывается на по-верхность, покрытую свежим, еще не просохшим слоем штукатурки. Эта техника известнатакже как истинная фрески (buon fresco) в отличие от живописи по сухой штукатурке(fresco secco), не столь долговечной, так как красочный пиг мент не проникает сквозьповерхностный слой гипса. Фресковая живопись особенно хорошо сохраняется в сухомклимате, поэтому она широко применялась в Италии, начиная с позднего средневековья(Джотто, Фра Анжелико) вплоть до XVII века (Пьетро да Кортона).

Хостинг от uCoz